проза
стихи
альбом
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 
Воссоединение церквей

стр. 1

 

  почта
  блог
  ссылки

 

 

1
2

 

Подписан «Акт о каноническом общении»

 

17 мая состоялось важное событие новейшей истории страны – подписан «Акт о каноническом общении» между Русской православной церковью Московского патриархата и Русской православной церковью за рубежом. «Живое тело» Церкви разделилось в результате трагических событий XX века.

 

«Искание Бога и воинствующее безбожие»: историческая подоплека событий

Поместный собор Русской православной церкви, открывшийся в августе 1917 и продлившийся до сентября 1918 года, избрал патриархом Московским и всея Руси Тихона (Белавина), который впоследствии, в 1989 году, был причислен к лику святых. В 1918 году был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» - «церковные и религиозные общества» лишались пра в юридического лица и собственности, имущество облагалось налогом, предусмотренным для предпринимательства, запрещалось преподавание в стенах учебных заведений. В 20-е годы Церковь была обвинена в саботаже постановлений об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Последовала новая волна гонений. Митрополит Петербургский Вениамин был казнен (а в 1991 году канонизирован). Патриарх Тихон в 1922 году – заключен под домашний арест, заведовать патриаршей канцелярией стало Высшее церковное управление. В апреле – мае 1923 года так называемые «обновленцы» созвали Собор, на котором патриарх Тихон был лишен священнического сана. В 1927 году была принята знаменитая «Декларация» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), в которой церковь заявляла о своей лояльности, и даже высказывала риторическую фигуру своеобразной благодарности – той самой власти, которая, по убеждению многих, была повинна в гибели огромного числа священников, разорении храмов, повальном воинствующем атеизме. В обществе до сих пор нет хоть сколько-нибудь консолидированного мнения о том, почему и каким образом стали возможны кровавые гонения на церковь? Одними устремлениями «безбожной власти» («безбожна потому, что безбожна») этого никак нельзя объяснить. Николай Бердяев писал о сочетании несочетаемых вещей в природе, или, как теперь сказали бы, ментальности русского народа: ему свойственны одновременно «деспотизм, гипертрофия  государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и  доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды;  индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм;  национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность;  эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание  Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».

«Декларацию» подписали практически все высшие церковные иерархи, за весьма незначительным исключением. Во время Великой Отечественной войны гонения на церковь если не прекратились, то, во всяком случае, целый ряд ограничений был снят, поскольку никто не мог отрицать воодушевляющего действия религиозного чувства на людей. А митрополит Сергий, которому суждено было войти в историю как родоначальнику «сергианства», в 1943 году вместе с двумя другими иерархами был на приеме у Сталина, где был поднят такой небезопасный вопрос, как освобождение священников из тюрем, ссылок и лагерей. Еще говорили о необходимости возобновить патриаршество, открывать храмы. Сталин дал приказ привлечь авиацию для того, чтобы «большивистскими темпами», по его выражению, созвать Архиерейский Собор через три дня, что фактически и было сделано.

Естественно ожидать сейчас переосмысления роли патриарха Сергия (он был провозглашен патриархом именно на том соборе). Сейчас происходит переосмысление исторической роли этой фигуры. В прошлом году планировалось открыть в Арзамасе памятник – по инициативе Новгородской епархии. Однако пока, судя по всему, дальше переименования Базарной площади в честь патриарха дело не пошло. Некоторые предсказывают в дальнейшем прославление патриарха Сергия в лике святых.

«Послабления» от Сталина опять-таки было принято рядом представителей РПЦЗ «в штыки». Объявлялось даже, что Сталин фактически и создал некую новую церковь, которая ничего общего с подлинной православной традицией не имеет. К тому моменту на территории России оставалось лишь несколько десятков действующих храмов. Противники теперешнего объединения до самого последнего времени апеллировали к каждому поворотному моменту в церковной истории, даже еще к решениям Поместного собора 1917-18 годов как к неприемлемым (поскольку его решения не были одобрены монархом). «Сергианство» тоже являлось камнем преткновения, вменяясь РПЦ в вину. Так, «Общество ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого)» заявляло: «Мы также не мыслим объединения с церковью в государстве, в котором остаются эмблемы, знаки, названия, обычаи, мелодии, изваяния, законодательство и прочее его проклятого коммунистического прошлого». А группа из тринадцати монашествующих в Джорданвилле, среди которых был один архимандрит, в конце марта направила предстоятелю РПЦЗ митрополиту Лавру обращение, в котором указывала на «ересь экуменизма» и «сергианство» Московской патриархии. И высказывала опасения, что « если судьбоносные эти вопросы не решатся правильно, в духе церковного покаяния, может случиться так, что в будущем мы «не претерпим до конца» (Мт.10.22)».

Другими словами, радикальные круги в РПЦЗ требовали от Русской православной церкви в Отечестве покаяния - «за все, в чем был и не был виноват», как сказал поэт.



→ следущая страница

© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

«Политический класс», №29, 2007


адрес статьи: http://vassilina.cih.ru/147.html


 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2008


cih.ru

→ следущая статья