проза
стихи
альбом
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 
Русский Народный Собор: попытка говорить с молодёжью

Другого достояния у нас нет

стр.1

 

  почта
  блог
  ссылки

 


1
2
3

 

По таким масштабным явлениям, как Всемирный Русский Народный Собор, проходивший в Москве 20-23 февраля, можно делать анамнез жизни российского общества, диагностировать степень его "гражданскости", да и просто сознательности, зрелости. В нынешнем году Собор состоялся в двенадцатый раз. Заявленная тема звучала так: "Будущие поколения - национальное достояние России".

 

Впервые церемония открытия проходила в Государственном Кремлевском дворце (ранее Собор с не меньшей торжественностью открывался в похожем на гигантскую станцию метрополитена Зале церковных соборов храма Христа Спасителя). Более 5,5 тыс. человек со всей страны слетелись на этот раз в Москву, немалая их часть - дети и молодежь.

Без рекламы не обошлось

Двадцать шесть круглых столов, семинаров, дискуссионных клубов, конференций и встреч прошло в эти дни в Москве как события Собора. Речь шла о студенческом самоуправлении, творческих вопросах, воспитании. Жанровое пристрастие к доктринам сказалось снова - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл почти с теми же, кто составлял "Русскую доктрину", обсуждал уже доктрину "Молодое поколение России".

Наградили победителей конкурса "Образ будущего глазами молодых" по нескольким номинациям. Гражданско-патриотическое воспитание лучше всего поставлено в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, оркестр из воспитанников которого действительно с большим юмором и задором исполнил нечто вроде "приджазованного" попурри. Гимназия святого Василия Великого и школа-пансион Плёсково победили в номинации со странным названием "Зажечь разум огнем знаний, а сердце огнем веры". "Выжечь мозг?" - лапидарно переспросил школьник товарища в соседнем ряду.

Собор довольно широко рекламировался заранее. В метро были расклеены плакаты, которые степенью своей художественной дремучести отчасти предвещали размах происходящего, но все же подобного шизофренического универсума в границах одного, хотя и очень широкого, мероприятия ожидать было трудно. Здесь играли в компьютерные игры, там - демонстрировали православные моды: коллекцию "паломничество" или "тему офиса в православии". Собор открылся лазерным шоу - вещей галлюцинацией, где башня Кремля оказывалась взмывающей вверх ракетой, а в официальном названии Собора вместо "Русский" стыдливо вспыхнуло "Российский".

И о спонсорах не забывали

Председатель союза писателей России, Валерий Ганичев, благообразный и седой, но, к сожалению, совершенно не прославившийся своими нечитабельными произведениями, изрек: "Лукавцы говорят, что вера и знание непримиримы". Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес: "Перед каждым юношей и каждой девушкой открывается широкий выбор жизненных путей, многие из которых, к сожалению, губительны". Духовная бедность и несчастье молодых людей, по мнению патриарха, происходит от того, что молодежь не знакома со своей традицией. Ему практически вторил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: в молодых людях сегодня слишком многие видят цель, причем очень часто - чисто коммерческую.

Практически единодушны были высшие церковные иерархи в том, что источником лжи и насилия назвали телевидение, Интернет, желтую прессу, аудио- и видеопродукцию, совокупная сила влияния которых во много раз уже превышает силу школы и семьи. Мысль не нова. Она была облечена в формы простые до гротеска, вероятно, от того, что говорились все эти вещи перед молодой аудиторией.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр смотрелся неким просветленным и притягательным анахронизмом - он говорил о трудностях жизни православной церкви за границей, о том, что люди слишком быстро ассимилируются, забывают родной язык и что за рубежом только церковь может помочь им сохранить свою идентичность, говорил о "молодежи, которая горит любовью к церкви" - если удастся привлечь такую, "мы будем способны на великие дела".

Разница подходов - хотя, казалось бы, одна тема - прямо-таки разительная. Наши иерархи говорили с молодыми людьми как с не очень разумными, но присутствующими вживую детьми. Митрополит Лавр обращался к какой-то отсутствующей, может быть, и не существующей на сегодняшний день молодежи, хотя и очень достойной, способной воспринять сложные вещи.

И, удивительным образом, возможно, оба эти подхода имеют одинаковые права на существование. Проблемы-то всё важные: образование, семья, самореализация, профессиональный и личностный рост... Но, однако, посмотришь фильм-агитку о судьбах молодых людей в разных концах страны, в котором минута отводится путешественнику, минута - хирургу, молодой матери, активистам молодежных политических организаций, послушаешь все эти "спасибо спонсорам" с главной сцены Кремля и другие причудливые лозунги, положенные на примитивную музыку, и возникнет невольное: ведь только что, блин, говорили о корыстном использовании молодежи.

 

В рамках XII Всемирного Русского Народного Собора детей и молодежи состоялись круглые столы, посвященные фантастике и компьютерным играм. На взгляд наблюдателя, эти явления современности и православие довольно далеко отстоят друг от друга. В их сочетании есть, кажется, элемент некой профанации православной традиции, "игры на понижение".

Однако иеромонах Серапион (Митько), глава миссионерского отдела Ярославской епархии, кандидат философских наук, защитивший диссертацию по этике в институте философии, в разговоре с обозревателем "РК" прокомментировал это следующим образом: "Есть вещи, которые кажутся странными. Иногда удивляются: - О, поп с мобильником! Как это?" А ведь Церковь открыта современной культуре. Мы все живем в современном, быстро изменяющемся мире. Иногда общество видит в инициативах Церкви, в ее интересах большее - или иное, нежели то, что там есть. Интерес Церкви к современной фантастике просто показывает, что здесь есть, чем интересоваться". - "А компьютерные игры? Вы сами играете в них?" - "Чрезвычайно мало. Когда-то играл в стратегии. Я не хочу сейчас называть их, одни геймеры скажут на это "он что-то понимает", другие не одобрят моих тогдашних увлечений..."

Надо заметить, что при всей неоднозначности названные аспекты интереса Церкви к миру и мира к Церкви достаточно новы и производят впечатление наполненных живым содержанием.

 

© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

«Русский курьер» №632 2008


адрес статьи: http://vassilina.cih.ru/158.html

→ следущая страница
 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2008


cih.ru

→ следущая статья