почта
  блог
  ссылки
другое

Василина Орлова

Избранные интервью С этой стороны диктофона
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

     

«Литературная газета», №2 (6005) 26 января – 2 февраля 2005 г.

«Дебют» – установка драйверов

Независимая литературная премия «Дебют-2004» подвела итоги. Победителями стали: Александр Грищенко с повестью «Вспять» (Подольск), Олег Зоберн с подборкой рассказов (Москва), Анна Логвинова с циклом стихотворений «За пазухой советского пальто» (Москва), Злата Дёмина с одноактной пьесой «Бог любит» (Екатеринбург), Юлия Идлис с подборкой рецензий и обзоров (Москва). Специального приза Минкультуры РФ «Голос поколения» удостоился автор рассказов Евгений Алёхин (Кемерово).

Тайным голосованием финалистов «Дебюта» определены победители «внутреннего гамбургского счёта». На этот раз выбор финалистов не совпал с выбором жюри премии только в одной номинации – «Литературная критика и эссеистика», где молодые предпочли Василину Орлову (Москва).

(Этот «врез», естественно, от редакции – прим. авт.)

На наши вопросы ответила координатор премии «Дебют», писатель и критик Ольга СЛАВНИКОВА.

– В большинстве случаев – что ждёт дебютантов? Всегда ли участие в конкурсе означает начало литературной судьбы?

– Уже наработан опыт понимания, как вообще развивается творческая личность в литературе. Есть период первоначальной игры с литературой – время первой любви. Каждое слово – новое, каждый приём – непонятный, всё интересно попробовать. Именно в этот период, на первом жизненном опыте, очень тесно смешанном с литературным, возникают странные, но очень интересные тексты. Даже бывает, что не подражательные. Хотя в полной мере не подражателями могут быть только реалисты. Люди ощущают свой опыт как уникальный, и именно поэтому он передаётся как уникальный в литературе. Он может быть и общераспространённым… Но если человек талантлив, он придаёт неповторимость тому, что в принципе повторимо. А самое трудное – не первая книга. Вторая. На «Дебюте» мы имеем дело именно с первыми книгами, это «лёгкое дыхание». Потом становится тяжелее. Многие ещё не понимают, что писать трудно, но если человек талантлив, он поймёт. В связи с «Дебютом» ко мне пришло осознание, что я – литературный педагог. Человек, который может правильно инициировать другого писателя. От молодых авторов всегда хочешь, чтобы они выдавали по максимуму. Делали то, что им свойственно, и не делали того, что не свойственно. Как поступает женщина: ей кажется, что ей идут такие брюки и такие блузки. А на самом деле она ориентируется не на себя, а на фотографию в журнале. И точно так же писатель может ориентироваться не на своё видение и свой дар, а на то, каким писателем он бы хотел казаться. Есть многое, на что можно указать, просто пообщавшись с человеком. Надо всего лишь «поставить ему программы», «установить драйвера». Это «дебютовское» выражение – «поставить драйвера», мы именно этим и занимаемся.

– Скажите, чего вам не хватает в дебютантах? Что разочаровывает? И какие основания для надежды?

– Основания для надежды очевидны. Во все времена есть генетически предопределённый процент населения со склонностью к литературному творчеству. Тяга проявляет себя стихийно, и способности людей, входящих в этот условный «процент», – подлинные, изначальные. Не подделка, не фальшивка, не суррогат. Таких людей много. Это и надежда, и счастье. А разочаровывает, что при первой неудаче многие опускают руки. Не вошли в длинный список премии – и бросили писать. О чём и сообщили нам торжественно по электронной почте. Мы пытаемся говорить: если вы не заняли одной из семидесяти позиций длинного списка – а вал работ, присланных на конкурс, каждый год растёт, – это ещё не значит, что вы не писатели. Мы хотим с вами работать дальше. Но молодость малодушна. Литература – это как служба в элитных войсках. Малодушные погибают. Не многие молодые писатели умеют держать удар, а ведь это, собственно, и не удар ещё – удары будут потом. И те разнообразные явления, которые называются творческим кризисом, ещё поджидают впереди.

– Но те ожидания, которые, возможно, существовали в самом начале проекта, оправдались?

– Конечно. Нельзя каждый год открывать по Пушкину, нельзя каждый год открывать по Толстому. Но тем не менее всё время появляются интересные авторы. Пока они совсем юны, нельзя сказать, кто из них сделает больше в литературе.
Но думаю, вот что особенно ощущается – в российскую литературу входит новое поколение. Пока нельзя утверждать, что это поколение сказало кардинально новаторское слово в литературе. Хотя, конечно, каждая талантливая вещь – нечто новое. И премия «Дебют» стремится отметить это новое. Ведь литературу делают талант и тема.

Беседу вела Елена ПТАХ

С этой стороны диктофона С той стороны диктофона

 

 

 

 

 

logo
Василина Орлова

дизайн сайта:
радизайн
© 2007

cih.ru