почта
  блог
  ссылки
другое

Василина Орлова

ЖЖ Sonntags
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

     

3.2.72 Церковно-славянский словарь. Буки (2006-02-27 16:45)

Басма - ”тиснение, изображение, снимок; от глагола басмак (basmak) - бить, чеканить...”

Баснодеяние” баснословная история, повествование деяний, похожих на басни”. Существуют также слова:” баснословец ”, ” баснословие ”, ” басносмышление ”. (угадайте, куда ставить ударение.) А ” басночревный ” - уже ” чревовещательный ”. Баснь -” ложное и безполезное учение ”. Бастричищный -” баснословный ”. Батати -” колотить ”. Слово ” башмак ” сохранило свое значение практически без изменений:” башмаки шились из юфти и сафьяна; нарядные - из алтабаса, атласа и бархата разных цветов... <...> Полагают, что башмаки стали вводиться у нас около XVII столения ”.

Около семнадцатого столетия? А в чем же ходили? Лапотники!.. (Я вроде французской принцессы: ”У народа нет хлеба? Но почему они не едят сдобных булочек?..”)

3.2.73 О пустыне (2006-02-27 18:19)

Смотрю в интернете картинки о пустыне. Они очень грустные. То есть, никуда не годятся. Редкий верблюд доползет до середины Гоби. То какие-то дураки-велосипедисты вклинятся в кард, то мотоциклетный шлем, то ненужный сфинкс в обнимку с туристами.

Юрий Левитанский много писал о пустыне. Это в его системе поэтических образов один из главных, можно сказать, мировоззренческих элементов. Вот:

Молитва о возвращенье

Семимиллионный город не станет меньше,
если один человек из него уехал.
Hо вот один человек из него уехал,
и город огромный вымер и опустел.

И вот я иду по этой пустой пустыне,
куда я иду, зачем я иду, не знаю,
который уж день вокруг никого не вижу,
и только песок скрипит на моих зубах.

Прости, о семимиллионный великий город,
о семь миллионов добрых моих сограждан,
но я не могу без этого человека,
и мне никого не надо, кроме него.

Любимая, мой ребенок, моя невеста,
мой праздник, мое мученье, мой грешный ангел,
молю тебя, как о милости, - возвращайся,
я больше ни дня не вынесу без тебя!
(О Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
о Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
о Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
ну, что тебе стоит, Господи, сделать так!)

И вот я стою один посреди пустыни,
стотысячный раз повторяя, как заклинанье,
то имя, которое сам я тебе придумал,
единственное, известное только мне.

Дитя мое, моя мука, мое спасенье,
мой вымысел, наважденье, фата-моргана,
синичка в бездонном небе моей пустыни,
молю тебя, как о милости, - возвратись!
(О Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
о Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
о Господи, сделай так, чтоб она вернулась,
ну, что тебе стоит. Господи, сделать так!)

И вот на песке стою, преклонив колена,
стотысячный раз повторяя свою молитву,
и чувствую - мой рассудок уже мутится,
и речь моя все невнятнее и темней.

Любимая, мой ребенок, моя невеста
(но я не могу без этого человека),
мой праздник, мое мученье, мой грешный ангел
(но мне никого не надо, кроме него),
мой вымысел, наважденье, фата-моргана
(о Господи, сделай так, чтоб она вернулась),
синичка в бездонном небе моей пустыни
(ну что тебе стоит, Господи, сделать так)!


К стыду своему, не помню, с маленькой ли буквы начала строк. В интернете текст выглядит именно так (нашла по строчке). У него еще есть о пустыне. Много.

 

Отрывок из стихотворения ” Песочные часы ”:

Я был частицей этого песка,
участником его высоких взлетов,
его жестоких бурь, его падений,
его неодолимого броска;
которым все мгновенно изменялось,
того неукротимого броска,
которым неуклонно измерялось
движенье дней, столетий и секунд
в безмерной череде тысячелетий.

Я был частицей этого песка,
живущего в своих больших пустынях,
частицею огромных этих масс,
бегущих равномерными волнами.

Какие ветры отпевали нас!
Какие вьюги плакали над нами!
Какие вихри двигались вослед!...


*

Или: ”Время улетающих птиц (фрагменты сценария)”. Фрагмент фрагментов:

Человек, лежащий у воды,
не спеша песок ладонью роет,
на песке песочный домик строит,
крепость воздвигает на песке.
В это время женщина приходит,
по песку ступая, как по морю.
Женщина с мужчиной на песке,
но мы видим – женщина уходит,
по песку ступая, как по морю.
Женщина с мужчиной на песке,
но уходит женщина, уходит.
Час проходит или день проходит –
женщина с мужчиной на песке,
и все дальше женщина уходит.
Человек чего-то еще ждет.
Он еще надеется на что-то.
Но едва он открывает рот,
слышен трубный голос парохода,
голос проходящих поездов,
гул вокзала и аэродрома,
цирка, стадиона, ипподрома,
и еще каких-то людных сборищ
слившиеся в грохот голоса.
И уходит, медленно уходит
вдаль береговая полоса,
и мы видим сверху –
с самолета, с вертолета,
с птичьего полета –
по бескрайней выжженной пустыне
маленькая женщина идет....

О пустыне

[1] Здесь собраны все стихотворения Юрия Левитанского. Во всяком случае, так написано.


*

О пустыне можно создать книгу. Не только художественную, и не просто научную. На стыке филологического, философского и географического исследования. Впрочем, для этого надо очень много знать. Да и замусорена пустыня. Впрочем, что говорить не о пустыне, непустыня замусорена всяким мусором. ”Книга о пустыне”, ”работа о Розанове”. Тьфу! Я Манилов. Очень уж много времени проходит с момента, когда забрезжил замысел, до хоть какого-то подобия его материализации, да и от готового текста до картонно - бумажного воплощения. Может быть, и не надо ничего ”воплощать”. Само пусть воплощается, как знает.

Я не бывала в пустыне. Ни в одной из пустынь. Сколько их ни на есть, все обтекали меня стороной. Они, конечно, они, потому что я-то рвалась всей душой. Не верится, что я могу до самого конца жизни так и не увидеть пустыню. Что, мало таких людей? Предостаточно. Так что мой случай - это все равно, что человек ни разу не видел моря, а все время о нем говорит и пишет. Похоже на какую-то сдвинутость, пахнет идеей-фикс.

О пустыне

О пустыне написана уйма книг. Из тех, что я читала, очень хорошая ”Самодержец пустыни” Леонида Юзефовича. Не совсем о пустыне, конечно, но все-таки про пустыню. Есть еще ”Женщина в песках” Кобо Абэ, ”Татарская пустыня” Дино Буццати, ”Пустыня любви” Франсуа Мориака, ”Пустыня внемлет Богу” Эфраима Бауха. Дмитрий Биленкин написал роман ”Пустыня жизни”, ” в к-ром люди далекого будущего борются с последствиями глобальной катастрофы - ”времетрясением”, вызванным неудачным науч. экспериментом и приведшем к образованию ”лакун прошлого”, соответственно, контакту жителей эпох), - так и не вышел отд. книжным изд.” - статья из какой-то энциклопедии.

И вот еще, моя коллега, писательница Маргарет Уэй, ”Когда цветет пустыня”.

Есть несколько повестей и романов (оказывается), которые так и называются: ”Пустыня”. [2] Валерий Куклин написал ”Пустыню” с подзаголовком ”экзистенциальный роман”: ”С тех пор, как в 1899 году после поездок в районы эпидемий (Персия, Аравия, Месопотамия) русский врач-микробиолог Даниил Кириллович Заболотный организовал первые противочумные отряды, разработал методику работ в эпидемических очагах, организовал первые противочумные лаборатории, и мотаются по пустыням планеты эпидотряды, вроде нашего: зоогруппы и базовые лаборатории. Врач и лаборанты сидят в Кенесе, а мы бродим по пескам, ставим капканы... собираем блох.”.

”Пустыня - многоцветно искрящаяся по гребням барханов на западе и поспешно вбирающая в себя темноту и мрак на востоке, где в это время начало приходить в движение все живое, наполняя мир голосами своими и шуршанием песка, - безразлично взирала как корчится и жалобно воет лежащий возле мертвой машины человек. Пусть поплачет, решила пустыня, утробно вздохнула, и заря погасла...”.

О пустыне

Советский роман. ”Производственный”.

Ле Клезио, роман ”Пустыня”, Колин Уилсон, роман ”Пустыня”. Какая-то Джейн Рул ”Пустыня Сердца”. О ”Белом солнце пустыни” и не говорю.

То ли повесть, то ли пьесу с названием ”Пустыня” на ”Прозе.ру” повесила [3] Анна Федорова:

”КУКЛА. Почему ты меня прогоняешь?
ПЕТРОВ. Потому что я хочу быть один, потому что все равно не исправишь, даже если на это уйдут миллионы жизней. Ты не понимаешь. Это мужское. Потому что когда поэтическая стихия врывается в человеческую жизнь – это всегда трагедия. Пустыня – сама поэзия, сам звук. Слушай: пу - у - у -, это долгое пу-у-, глухое, вязкое. Пустыня – это мы, это наш мирок, сумасшедший и унылый ”.


В общем, пустыня так и влечет к обобщениям.

•  http://www.litera.ru/stixiya/razval/levitanskij.html#prosnutsya-bylo-tak

•  http://www.pereplet.ru/text/kuklin08sep05.html

•  http://www.proza.ru/texts/2004/03/29-126.html

3.2.74 Слово ”безблагодатный” (2006-02-28 16:18)

Слово ”безблагодатный” нередко в современном русском. В том числе в ЖЖ, где оно стало словцом из многих словец, унифицирующих процесс общения и взаимопонимания между десятками и сотнями малознакомых людей.

Оно такое звучное, красивое. Еще бы им не пользоваться. Его приладили в ироническом смысле, как саркастический эвфемизм всяким нелестным эпитетам. ” Безблагодатный ”, по словарю протоиерея. Дьяченко, значит: а)”неблагодарный”; б) ”глупый, бестолковый ”; в) ”не стоющий милости и благодати”. С тех пор наросло, наверное, еще с десяток значений. Во всяком случае, синонимов можно подобрать миллион. Впрочем, все — скорее ситуативные. Вряд ли они закреплены хоть в каком-то словаре.

Вероятно, есть и другие примеры подобного использования церковно - славянских слов в среде ”низовой” культуры, одним из современных инструментов которой, по сути, является ЖЖ. И сколько угодно примеров превратного употребления церковно - славянских слов. Благодаря кажущейся близости современному русскому языку возникает иллюзия их семантической прозрачности.

 

следующая страница


страницы:
 
1 11 21 31 41 51 61 71
2 12 22 32 42 52 62 72
3 13 23 33 43 53 63 73
4 14 24 34 44 54 64 74
5 15 25 35 45 55 65 75
6 16 26 36 46 56 66 76
7 17 27 37 47 57 67 77
8 18 28 38 48 58 68 78
9 19 29 39 49 59 69 79
10 20 30 40 50 60 70 80
              81

    » содержание ЖЖ

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2007

 



cih.ru