почта
  блог
  ссылки
другое

Василина Орлова

ЖЖ Sonntags
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

     

3.3.8 ”Прилавок культуры” (2006-03-05 15:04)

Беседа Валентина Распутина с Виктором Кожемяко в газете ”Советская Россия” № 21 4 (12800) марта 2006 г.

”... Ну кто сейчас примет за чистую монету, будто расходы на сельские библиотеки и клубы, на художественные и музыкальные школы способны подорвать государственный бюджет?! Чепуха это. Вопрос в другом: нужна или не нужна деревня России? Если не нужна, как детская колыбель, из которой Россия выросла и которая обременительным тяглом висит на шее, — тогда и добивать ее надежней всего путем упразднения сельских школ, библиотек и медпунктов. Что и происходит. В Жигалово, на Лене, в Иркутской области, закрыли даже районную больницу — да это все равно, что могильный крест поставить на Жигаловском районе! Если бы только на нем одном. Семнадцать тысяч деревень полностью исчезли в России, как сквозь землю провалились за годы последних «реформ».”

”Тяжело думать о том, что может быть дальше, выправимся мы или нет. Надо выправляться — иначе беда. В неполноте своей, в своей национальной отверженности и духовной запущенности можем мы и с именем «русский» перестать ему соответствовать, после чего недолго нас и из имени, как из полегчавшего мешка, вытряхнуть”.

”Слышу недавно по радио: префектура Центрального округа Москвы намерена запретить рок - и поп - концерты на Васильевском спуске, подле Кремля и храма Василия Блаженного, на том основании, что сверхмощная звуковая аппаратура этих шабашей ( в информации слова «шабаши», разумеется, не присутствовало) наносит физический вред памятникам архитектуры. Памятникм архитектуры из кирпича и камня наносит, а человеку не наносит?”

Настоящая, без дураков и без кокетства, [1] писательская беседа.

1. http://www.sovross.ru/2006/21/21_2_2.htm

3.3.9 В церкви (из рукописного дневника, год назад) (2006-03-06 13:13)

Вошла, встала, скромно, в уголке. Как потом выяснилось, неудачно выбрала место — на проходе постоянно кто-то толокся, женщина справа в пальто старинного покроя, с пышными у плечей рукавами, что-то нервно поправляла то и дело, шуршала пакетом, дергала сумкой — по-видимому, это было неосознанное.

Поблескивал зеленый огонек лампадки над алтарными вратами. Привел на память Зинаиду Гиппиус: для нее, где-то читала, он олицетворял мир детских грез — зеленый именно.

На иконостасе не очень крупное изображение серафима. Красного. Шестикрылого. Сначала был сквозняк, потом окно или дверь закрыли, и огни свечей выровнялись, поплыл мутный густой воздух, наполненный воней благоухания и нашим тяжелым дыханием.

Кланялись, касаясь руками грязного, в холодной слякоти, пола, а какой-то молодой человек — были видны только блестящие собранные волосы и спина — мелко крестился, часто кланялся, видела его наискосок. Слушала пение, глядела ему в спину и думала с мучительной завистью, что очень ленива и слаба и не могу.

Пришел бродяга, оттер от занимаемого места. Впереди у него — сантиметров сорок в плотном людьми пространстве храма, а я — едва ли не вплотную к грязному воротнику, пахнущему псиной. Утыкаюсь в книгу, по которой слежу, а сама занята бродягой, хочется одернуть его, посунься, мол, одному-то тебе места вишь сколько.

Запели очень красивое «Яко с нами Бог».

На колонне, где изображен некий святой князь, или другой какой пустынножитель, мелькают легкие тени от руки регента, он на балконе дирижирует напористым хором. Богатые рамы, в которых помещаются иконы — наверное, как-то называются, но не оклады. А может, и оклады.

Речитатив, и — «Яко с нами Бог».

Бродяга куда-то сплыл. Новое: дама в пальто, отороченном каким-то толстым пушным зверьком, встала прямо передо мной, я то и дело утыкалась носом в ее мех. Подвинуться было некуда. Заломило спину. Страшно хотелось пить. Пропели молитву за всех предстоящих, и путешествующих, и во оставление грехов всех прежде отшедших отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных...

Дед справа, который всё тихонько, гнусаво подпевал себе под нос, сказал: «Вот, не забудьте вашу сумочку».

Почему-то вдруг стало жаль, что служба закончилась.

3.3.10 * (2006-03-06 13:45)

Просто не могу передать, до чего мне не хватает функции ”контрол-F” при обращении с книгой.

3.3.11 И о сегодня (2006-03-06 20:31)

Ну, а о сегодня тогда - еще через годик.

И таким образом наладится некая периодичность.

В конце концов, запаздывать ничем не хуже, чем опережать. По крайней мере, в некоторых вещах.

3.3.12 Как я представляю жизнь, 1985 год (2006-03-07 14:10)

Филипп Филиппов [ LJ User:filgrad ] [1] поместил на своем замечательном сайте работу одного известного, но очень скромного художника. В левом верхнем углу. Впрочем, я лучше вытащу картинку, а то вдруг не пойдете по ссылке.

Как я представляю жизнь

Я, конечно, ее уже показывала. Но давно. И не здесь. И другим людям.

1. http://filgrad.ru/

3.3.13 Обо всех сразу (2006-03-13 13:29)

В ”Литературной России” моя короткая заметка о Кирилле Ковальджи [1] ”Обратное обратному”. Там же Наталья Рубанова, ”Нестандартные мемуары” - со всякими цитатами и ссылками: сам К. К., сама. Ц., сама. Р.

Писатель Александр Рысич [ LJ User: orloff ] ( я о нем как-то давно тоже сказала [2] два слова) с [3] эссе «Ленин жив».

И вообще газета интересная. В ее оценке я вполне согласна с Кириллом Анкудиновым [ LJ User: kirillankudinov ], [4] ”О литературных стратегиях”.

В ”ЛР” печатаются замечательные Роман Сенчин, Илья Колодяжный... Но показательно, что, публикуясь там, мы должны подводить, хотя бы вскользь, некую легкую теоретическую базу под ”сам факт”.

Впрочем, еще: мне нравится эта дурацкая газета и я искренно люблю и почитаю ее славного редактора Вячеслава Вячеславовича Огрызко.

Кстати же надо заметить вкратце о труде Огрызко ”Лексикон. Эскиз энциклопедии”, довольно увесистой книженции.

”Лексикон” показался работой добротной и обширной. И, хотя сквозь каждый абзац проглядывает физиономия добрейшего нашего Вячеслава Вячеславовича, то есть это именно личное, едва ли не художественное произведение, несомненно, оно все же представляет немалый интерес для всякого, кому любопытны такие нелепые существа, как писатели – а они любопытны. Каких только заморочек нет у них в головах.

Но много кого не хватает в том ”Лексиконе”. Конечно, такая работа сродни коллекционированию хвоинок в сосновом лесу... Но я обещала Огрызке насобирать тоже несколько прутиков – пучок фамилий. Можете помочь. Если соберетесь, то желательно со ссылками [5] еще вот для чего.

Впрочем, в эту завиральную энциклопедию-то писать будет он сам. Хотя мог бы и пригласить пару соавторов. Но это, с другой стороны, сделало бы работу уже не портретом самого Огрызки, а неким коллажем.

И все-таки интересная в ”Лексиконе” складывается картина: какой-то контекст сам собой, воленс-ноленс, выстраивается… Посмотрим, кому войти и в другие энциклопедии – на скольких языках они издаются? Сколько народов могут позволить себе такую роскошь? Не слишком многие, наверное, но все же достаточно… А кому и остаться лишь в скрупулезных собраниях нашего толстячка-редактора.

Словом, ”концерн” ”Литературная Россия” со всеми своими кудрявыми идеями – затея живая, боевитая и дерзкая. Она ведет несколько действительно заслуживающих уважения проектов: скажем, выпускает сборники писателей малых народов и о них. Такой работы, насколько известно, сейчас никто не делает.

•  http://litrossia.ru/article.php?article=23

•  http://vassilina.cih.ru/p1.html

•  http://litrossia.ru/article.php?article=25

•  http://kirillankudinov.livejournal.com/115012.html?mode=reply

•  http://vassilina.cih.ru/ln.html

3.3.14 Ленин (2006-03-16 11:42)

”Ленин жив, Ленин живе, Ленин буде жити”. Так гласил стенд в Дударкивской школе, заботливо сделанный – буквы вырезали из прессованного пенопласта – руками тех же учителей, которые нынче клеют к отскобленной доске выдержки из конституции незалежной Украины. На пожелтелой фотографии рядом со стендом в ”Ленинском уголке” - тоненькая, совсем юная мама.

В ту бесконечно далекую эпоху, когда нас принимали в октябрята, звездочки, что носили на груди, приколотыми к фартукам и к костюмам, были двух видов. (Они стоили, кажется, две копейки). Итак, металлические, с толстыми алыми лучиками, с профилем маленького Володи в три четверти на белом фоне, и пластмассовые, с лучами острыми, а в центре круглая пластинка – анфас пухлощекого ангелочка. Действительно – ловлю себя на мысли – маленький Володя (а никак не Вова, прошу заметить!) очень напоминал купидона.

Ленина я люблю, как любят юность мамы и свое детство. Это особенность людей моего поколения, к которой почти с ненавистью относятся старшие и которой по понятным причинам совсем не понимают младшие., что тут можно сказать, богатыри не вы, друзья ситные.

Мы сформировались в эпоху глобальных тектонических социальных сдвигов и многие их нас полны того свирепого поколенческого пафоса, от которого с другим, не менее свирепым пафосом, но, увыпс, не имеющим силу поколенческого – открещиваются те, кто не снискал первого.

3.3.15 Апология рок-музыки (2006-03-16 11:50)

О, нашла в архиве Лит. России статью [1] ”Апология рок-музыки на Рождественских чтениях”. Рождественские чтения миновали давно, но на сайте были какие-то перебои. Приглашаю взглянуть.

”Действительно, сколько бы мы ни говорили, что рок-музыка не обязательно связана с наркотиками, или вот с «веществами помягче», вроде пива или сигарет, – достаточно понаблюдать происходящее в любом рок-клубе, где под очень патриотические «запилы» и душеспасительное «рубилово» методично вычленяют из себя эфирное тело ребята разного возраста и степени воцерковленности”.

”Конечно, «рокеры» всех возрастов есть и теперь. Но мало. По крайней мере, если брать в соотношениях, хотя в числовом выражении они тоже – определённая аудитория. И это значит, конечно, что работу с рок - средой стоит вести: выцарапать из неё хоть одного человека – уже большое дело. Господь, как сказано, не истребил бы Содома ради десяти праведников. «Ин суд человеческий, а ин суд Божий», как говорил архимандрит Иоанн ( Крестьянкин). Откуда мы знаем, не затеваются ли все дискуссии ради спасения одной какой - нибудь души, ради возрастания одного какого - нибудь будущего молитвенника, который своей жизнью оправдает все спорные вопросы, которые сейчас вызывают такие эмоции”.

”Совершенно верно: разговаривать с молодёжью желательно на языке, ей понятном. Беда только в том, что, пока Церковь осваивает язык, который представляется ей актуальным, ужасаясь его примитивности, грубости, пока она совершает пробы и ошибки, пока она вообще обсуждает возможность его изучения – последняя память о том, что тем языком когда - то пользовались, уходит из молодёжной среды. А вот как строить проповедь в среде «молодёжи MTV » – действительно вопрос, и совсем другого рода, в разрешении которого наработанные тактические модели, вероятно, не помогут”.

Ссылка по теме (статья семинаристов) [2] ”Возможна ли” рок-проповедь ”Православия?” (Семинаристы более роялисты, чем кто-нибудь из королей).

•  http://www.litrossia.ru/article.php?article=116

•  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060223102118

следующая страница


страницы:
 
1 11 21 31 41 51 61 71
2 12 22 32 42 52 62 72
3 13 23 33 43 53 63 73
4 14 24 34 44 54 64 74
5 15 25 35 45 55 65 75
6 16 26 36 46 56 66 76
7 17 27 37 47 57 67 77
8 18 28 38 48 58 68 78
9 19 29 39 49 59 69 79
10 20 30 40 50 60 70 80
              81

    » содержание ЖЖ

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2007

 



cih.ru