почта
  блог
  ссылки
другое

Василина Орлова

ЖЖ Sonntags
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

     

2.3 Март

2.3.1. (2005-03-03 11:10)

Триста лет тому назад [1] Дмитрий Ростовский завершил ”Жития святых”. Я верю, хотя эта вера на грани абсурда, что и сейчас некто ведет труд, о завершении которого вспомнят и через три века. Надеюсь. Понятия не имею, что за труд это должен быть. Если ”жития”, то чьи? Мемуары политических деятелей? ”Работников искусства”, побоюсь этого слова?

О каких ратаях, молящихся кому, за что сражающихся?

Скоро на сайте [2] www.pravoslavie.ru серия статей Валерия Лепахина об образе русского богатыря, воина, воинства - о развитии тех представлений, что повлияли на весь ход истории, в древнерусской литературе и иконописи.

•  http://www.pravoslavie.ru/news/050302125021

•  http://www.pravoslavie.ru/

2.3.2 О незримых битвах (2005-03-07 12:27)

Вот упомянутая статья Валерия Лепахина, [1] ”Воинство в древнерусской литературе и иконописи”. Очень рекомендую - статья может показаться слишком академической, но она и есть академическая, в отличие от необязательного ”бла-бла-бла”, в изобилии рассиропленного тут и там.

Основная мысль, впрочем, проста - воин и монах, по сути, два обоюдосерьезных служения, главное в статье - аргументация, конечно, цитаты из былин и повестей.

В минуту опасности святые будят мифических богатырей, чтобы поднять их на подмогу русскому воинству; князья-защитники при этом могут быть и не канонизированны, но силу им придает их высокое происхождение и ”третье” крещение - крещение кровью, которое они приняли на поле боя. Под вторым крещением подразумевается принятие монашества, схимы, то есть - ангельского образа, и кстати, перед решающей защитой многие из ополченцев, или тех, кто держал осаду (включая женщин) принимали постриг.

В сказании о Борисе и Глебе любопытно, что братья принимают смерть - сопротивляться ей считается как бы идти против Господней воли, отвергать мученичество, которым удостаивает Вседержитель.

Отсюда поразительное воспринятие образа врага, подобного которому, вероятно, мы не найдем у других культурных, общественных, государственных общностей, именуемых народами. Враг есть орудие Божественного наказания и прославления, он вызывает сложные чувства, но чувства эти высоки. Лишь с течением времени (об этом у Лепахина дальше, во второй и третьей части статьи, которые тоже будут опубликованы) враг начинает подвергаться высмеиванию, и профанируется как образ.

Без преувеличения, можно, видимо, сказать, что битва есть такая же высокая и чистая деятельность, как и молитва. Не напрасно один из трудов молчальника преподобного Никодима Святогорца, скажем, называется ”Невидимая брань”.

Такие параллели постоянны, их можно приводить страницами. Интересно, что и в представлениях других народов воинское служение сравнивалось или сращивалось с монашеским, как (самом поверхностном взгляде), например, в Китае.

Открытость военных действий, их принципиальная честность, доходящее до абсурда ”иду на вы” - вот что отличает войну от контртеррористическо й операции, битву - от вооруженного столкновения, сражение - от зачистки. Не потому ли в современном обществе бойцы, выполняющие примерно ту же задачу, что и их далекие предки - усмирение территорий - не воспринимаются героями? Не ”филологические” ли корни такого восприятия? Назовите происходящее по-другому - и его суть изменится.

1. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r550r050303121300

2.3.3 / (2005-03-09 16:55)

Вот, я полагала, что статья Лепахина окажется слишком академической, а она вызвала нарекания [ LJ User: dubadam ], человека, который, по видимости, знаком с предметом, как, напротив, недостаточно академическая.

[1] Вторая часть статьи, посвященной образу воина и воинства в древнерусской литерауре и иконописи.

Речь идет о мотиве совмещения и отождествления креста и меча, как оружия и орудия победы над врагом, супостатом - в широком смысле слова. Во всем этом угадывается основа для другого эссе, возможно, художественного.

1. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r550r050307144944

2.3.4. (2005-03-09 17:02)

Любопытной представляется тема участия женщин в современных боевых действиях. Давно известен афоризм, навязший в ушах - у войны не женское лицо. Но женское лицо у терроризма. Занятно, что феминистки, в свойственном их сугубой риторике довольно курьезном штиле, высказываются по этому поводу так: терроризм есть шаг вперед по пути насилия и шаг назад по пути феминизма. На террористические акты, часто самоубийственные, женщин толкает либо забота о семье в трудных ситуациях, например, в случае тяжелой болезни ребенка, попечение о здоровье которого обещают взять на себя соответствующие организации, либо - желание доказать обществу свою значимость, восполнить свою общественную невостребованность ценой вот таких, радикальных шагов. Однако террористок - смертниц, как дешевую силу, никто не ставит целью серьезно готовить к операциям, они ведь - программы одноразового использования. Их не обучают, их не посвящают в долговременные замыслы организации. В общем говоря, нелепо героизировать террористок - смертниц, их участь жалка, их поступки проистекают от безысходности. Это деятельность обманутых.

2.3.5. (2005-03-09 17:14)

Доброзрачна

2.3.6 А вообще - то что я хочу сказать (2005-03-09 17:16) Не скажу

2.3.7. (2005-03-10 02:05)

Ай. Не выйдет из меня аскета. Боже, Боже спасения моего. Сказано же: прах и пепел. А теперь внимание, вопрос: зачем всё?

2.3.8 Автопортрет (2005-03-10 02:15)

Надо заметить, до сих пор нахожу черты сходства. А ведь прошло лет двадцать. Столько не живут, кажется.

Автопортрет

[ LJ User: skokian ], спасибо за поддержку.

2.4 Июль

2.4.1 ура (2005-07-08 15:00)

Ура так. Ладно. Буду по-прежнему в двух журналах самовыражаться. Если никто не против, конечно. Где-то тут есть разгромная рецензия на мою книгу ”Стать женщиной не позднее понедельника”. Если не трудно (не трудно, не трудно вам, я знаю), дайте ссылочку, пожалуйста.

 

2.4.2 (2005-07-13 10:22)

Буду буду умываться по утрам и вечерам.

2.4.3 (2005-07-13 10:22)

Ибо неумытой ходить негоже.

2.5 Август

2.5.1 (2005-08-10 21:15)

Вообще, кто все эти люди?

Я их не знаю.

2.5.2 Собрание сочинений (2005-08-11 21:24)

На полке стояло собрание сочинений Анри Куменеса в двух небольших, аккуратных томах. «Среди рябин», «Периодическая система», «Ориенталист», «Сад бесед». И другое, многое он знал почти наизусть. Любовно огладил тонкими пальцами корешки затейливых переплетов. Написать одну такую – и можно умирать. А Анри Куменес написал много, и не умер. Впрочем, конечно, в свое время он не приминет совершить и это – именно совершить, в то время как многих современников попросту пристигает. Как некая случайная неожиданность. Или неожиданная случайность. Досадная и совершенно внезапная. Как будто, спрашивается, что - то может быть более неизбежным., такое впечатление, знаете, что люди собираются жить вечно, хотя вечность - то им и ни к чему – окажись она в нашем распоряжении, мы просто не знали бы, что с ней делать. Что вы говорите?, да. Хозяин налил кипятка в просторную кружку и пустил поверху кораблик. Один кубик магги – и кораблик потоплен. Интересно как вы говорите. Как не в этом времени. Знаете, какую старую книгу ни откроешь – там то же, все изъясняются «решительно», «напротив», «как можно». Наверное, и впрямь были люди и времена, когда все происходило именно в таком высоком штиле. Зазвонил телефон. Гость снял трубку. - Семен Александрович, это вас. -, кто там еще... Я слушаю. Вместе с тем, вы напрасно иронизируете. Лучше скажите, предпочитаете ли сухари или пряники? Я - сухари, только не предпочитаю, любезнейший Сергей Аркадьич, а просто люблю. Люблю, а не предпочитаю. Как хотите. Наконец - то, я уж боялся, что снова будет «как вам угодно». Спасибо. - Совершенно не ко времени. Ну послушай, ну у меня гости. Ну что, что еще? И вот этот самый Василий, представьте себе, подходит к нему прямо и говорит... Что вы? Я недослушал., и вот именно он... Думаю, подобная история могла бы стать предметом рассказа вашего Куменеса. Могла бы, если бы стала. А так - совершенно не могла. Да и нет тут никакой истории. Бывает не так уж и редко в течение обыденной жизни. Они как - то извлекали буквально из ничего золотую пыльцу. Любую чепуху претворяли в алмазы легким прикосновением. Оставьте это сотрудницам затрапезных институтов.

2.5.3 (2005-08-21 16:23)

А интересно, есть ли еще сейчас такая вещь, как научная фантастика. В СССР была. Но сейчас же не СССР. Правильно?

2.6 Сентябрь

2.6.1 (2005-09-01 11:22)

Заброшенный жж саморазрушается. Долго. Но не дольше пирамид. Отваливаются песчинками читатели. Повод за поводом уходит в информационную бездну, не отмеченный. Между тем, как говорит один автор, настало первое сентября. И сегодня!! Не! Иду! Ни в школу! Ни в университет!

Ура, товарищи.

Да и на работу, кстати сказать, не иду тоже. На дому работаю, с буквами разбираюсь. Ту - туда, эту - сюда.

Примерно так.

 

следующая страница


страницы:
 
1 11 21 31 41 51 61 71
2 12 22 32 42 52 62 72
3 13 23 33 43 53 63 73
4 14 24 34 44 54 64 74
5 15 25 35 45 55 65 75
6 16 26 36 46 56 66 76
7 17 27 37 47 57 67 77
8 18 28 38 48 58 68 78
9 19 29 39 49 59 69 79
10 20 30 40 50 60 70 80
              81

    » содержание ЖЖ

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2007

 



cih.ru