проза
стихи
альбом
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 

 

ГИМН БЕЗ СЛОВ


стр. 1

 

  почта
  форум
  ссылки

 

 

1
 

 

Заявление московских атеистов в Конституционный суд Российской Федерации с требованием убрать из государственного гимна слово «Бог» было бы курьёзом, если бы не получило такой огласки. И если бы некий дерзновенный автор ещё лет пять назад в фантазийном романе попытался предсказать ход теперешних событий и в числе прочего привёл пассаж с иском, он, несомненно, подвергся бы восхищению читателей. В ситуации, когда по всем опросам атеистов в стране не больше, чем во времена Советского Союза верующих, странная, чтоб не сказать нелепая, инициатива вызывает кривотолки. Интересно, что давно никого не удивляет пошлая лексика, в изобилии распространившаяся повсюду, особенно на телевидении. «Бычит», «чувак», «прикалываться», «супер». Не самые грустные примеры. И никого это почему-то не возмущает. Где петиции общественных деятелей? Где гневные и тревожные высказывания работников культуры? Где обсуждения этой животрепещущей темы на телевидении и мнения авторитетных экспертов?

Но дело, конечно, не в словах или не совсем в словах, а в контексте. То одни, то другие слова попадают время от времени то в фавор, то в опалу. И слово «Бог», возвратившее себе относительно недавно правописание с большой буквы (когда речь идёт о личном едином Боге), снова объявляется неполиткорректным, неуместным и нетолерантным по отношению к атеистам. NEWSru.com приводит информационную сводку об этом событии, вроде бы бесстрастную, но скорее сочувственную по отношению к атеистам: «Их мнения никто не спрашивает, и им навязывают религиозные взгляды самым бесцеремонным и грубым образом», –  сказал Щев (представитель Атеистического общества. –  Ред. ). Он также заявил о необходимости «придания официальной символике РФ более светского характера», подчеркнув, что в России Церковь отделена от государства». Официальная символика РФ на данном историческом этапе не может дистанцироваться от православной по вполне объективным причинам. Тут и недостача позитивного содержания государственной идеологии, и кризис национальной идеи, который может и скорее всего неизбежно должен быть восполнен так или иначе многими православными по содержанию формами. Русская культура имеет православные корни, и с этим надо считаться. Православие по преимуществу, хотя и не в ущерб другим религиям, исторически снискавшими статус национальных в России, не может быть отторгнуто нашей светской и государственной культурой, так как, хотя Церковь и отделена от государства, общественные события часто не расслаиваются на те и другие аспекты, о которых можно с уверенностью сказать: это –  общественная сторона, это –  политическая, это –  культурная, и т.п. Церковь играет сейчас важную роль во всех сторонах жизни, такова данность. Недальновидно утверждать, что слово «Бог» в гимне каким-то образом ущемляет права атеистов, так как в гимне есть и другие слова, каждое из которых при внимательном прочтении ущемляет права тех или иных групп граждан.

 

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

 

Почему же тогда, спрашивается, в тексте не упомянуты также северные или восточные моря? Полярный край есть, а субтропиков нет. Разве это не ущемление прав жителей субтропиков? А что касается словосочетания «родная земля» –  не веет ли от него, по-вашему, чем-то ксенофобским? Да ещё и неприкрытые идеи панславизма и панрусизма властно заявляют о себе в третьей строке. И что за пропаганда избранничества и мессианства? Уместна ли она в государственном гимне? Примерно по такому пути рассуждений должен идти вдумчивый критик, если он хочет быть последовательным. Справедливо замечает замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, подвергать сомнению правомочность присутствия в гимне РФ слова «Бог» так же странно, как и слов «Россия» и «предки». Он говорит: «Большинство граждан России называют себя верующими людьми. Почему же нужно отказывать в возможности слышать дорогое для них слово «Бог» в государственном гимне?» («Благовест-инфо»).

Но, вообще, ведь дело даже не в том, большинство или меньшинство стоит на той или другой позиции в данном вопросе. Скорее загвоздка, о которую споткнёшься, в изначальной абсурдности претензии. Она настолько превышает меру здравого смысла, что на неё трудно найти ответ по существу.

Союз православных граждан выступил с заявлением против этой инициативы. В заявлении инициатива названа «смехотворной», а её зачинщики –  «группой «реликтов» воинствующего атеизма». Тут хочется найти какой-то баланс в формулировках –  справедливости ради следует отметить, что атеизм не есть нечто выходящее за рамки всяческих представлений, он может быть и имеет право быть в мировоззрении человека. Развитие того, что в университетских курсах по религиоведению ещё недавно называлось «историей вольномыслия» (в противоположность как бы «догматизированным» системам мыслей философов, исповедующих ту или иную религию), насчитывает не один век и является таким же уважаемым прочими людьми убеждениями, как и другие. Но правда та, что требование вычеркнуть упоминание о Боге «было мгновенно поднято на щит теми, кого не устраивает православное возрождение нашей страны», как говорится в заявлении союза (по сообщению «Интерфакс»). И действительно, возможно, Франция оказалась в огне потому, что, как сказано в заявлении, «брюссельская бюрократия» отвергла просьбы европейских католиков об упоминании о христианских корнях Европы». И вот это уже повод для другого разговора…


© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

«Литературная Россия», №46. 18.11.2005


адрес статьи: http://vassilina.cih.ru/p47.html


 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2006



→ следущая статья