проза
стихи
альбом
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 
Проповедь в стиле рэп

стр. 1

 

  почта
  форум
  ссылки

 

 

1

 

Молодежные субкультуры - благодатная среда, восприимчивая к воздействию не только представителей традиционных религий, но также сектантов и участников радикальных движений

  Священник с микрофоном на рок-концерте или в компании рокеров и металлистов. Какие чувства вызывает картина? Казалось бы, недоумение. Однако миссионерская деятельность - повсеместная проповедь. "Возвещайте язычникам славу Его", говорится в книге Паралипоменон. Значит, наверняка можно и с молодежью разговаривать.

Мировоззренческие принципы современных актуальных молодежных субкультур весьма различны, но ни одна из них не обходит вниманием вопросы, традиционно находящиеся «в ведении» религий. Субкультуры далеки от того, чтобы их можно было назвать законченными мировоззренческими концепциями со своей философией, но пафос их социального заявления часто несет в себе некоторый религиозный заряд.

В эпоху глобализации традиционные религии не могут игнорировать существование молодежных субкультур в той мере, в которой религии вообще связаны с молодежью и хотят оказывать влияние на мировосприятие подрастающего поколения. Иногда доводится слышать мнения священников и мирян Русской православной церкви, что достаточно ограничиться работой с воцерковленной молодежью – детьми верующих родителей, учащимися и выпускниками воскресных школ или семинарий. Но одновременно раздаются призывы к формированию и развитию просоциальной, приемлемой в рамках православия субкультуры. А заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что для нормального русского молодого человека нормально желание «быть хозяином своей судьбы» и участвовать «в судьбах мира»: «И если вы будете говорить об этом в стиле рэп, рэйв, классики или даже в форме самой сухой академической проповеди, вы будете все равно услышаны».

И если не так давно подобны заявления еще могли восприниматься в штыки, то сегодня никого не удивляет присутствие священника на рок-концерте.

Официальный ислам выбирает более традиционные методы работы с молодежью. Глава Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин говорит о необходимости вернуть молодежь на «срединный путь», воспитать в ней представление об исламе как о религии гуманизма, не допустить проявлений радикализма и экстремизма, к которому особенно бывают склонны неофиты. Причины радикализма, впрочем, усматриваются в социальной неустроенности: в ощущении личной невостребованности, усилении ксенофобии, в безработице, уровень которой особенно высок среди молодежи в отдельных регионах страны. Предполагается, что можно уберечь молодых людей от искушения ваххабизмом путем преподавания основ традиционных религий.

Традиционные религии едины в смысле отрицания идеологии потребления, превалирования культа личной вседозволенности над общественными нормами морали и нравственности. Иудаизм традиционно уделяет значительное внимание работе с молодежью посредством работы культурных центров.

Молодежь быстрее других категорий населения осваивает технологии, и ничто, как новые технологии, не вызывает таких опасений у ортодоксально настроенных представителей традиционных религий. Так, в некоторых религиозных школах Израиля даже запрещено пользование некошерными мобильными телефонами. Таковыми признаны сотовые, имеющие выход в Интернет и возможность пересылать SMS . Именно эти функции мобильных телефонов, как считает раввин Йосеф Шалом Эльяшив, уводят с праведного пути и провоцируют возникновение «запретных связей» между полами.

Для ортодоксальной молодежи в любой религии существуют свои правила поведения, однако в основном современная молодежь безрелигиозна, как естественный возрастной срез постхристианского общества в целом.

 

Социальная стратосфера

Субкультур много, но лишь некоторые из них могут быть признаны своеобразным миссинерским полем деятельности. К числу подобных социальных страт организационный комитет «Русского марша», относит, например, блогосферу. Блоггеры , в основном заседающие на сайте www . livejournal . com и ведущие ежедневные записи в открытом доступе, прославились своей мобильностью и способностью к быстрому реагированию на всякую вбрасываемую информацию. Участники спортивных фан-клубов знают прелесть единения и выступлений плечом к плечу. Членам военно-спортивных или патриотических клубов тоже хорошо известен принцип работы в команде, они чувствуют сплоченность, умеют подчиняться и имеют ясное «ощущение своего». Нетрудно заметить, что названные положительные качества до некоторой степени повторяют список качеств, которыми должен обладать шахид. Шахид беспрекословно подчиняется предводителю, он отважен и терпелив, уделяет время молитве и занятию военной подготовкой. Он также твердо различает тех, по отношению к кому его действия будут сопутствовать поставленным целям, а к кому – покроют имя несмываемым позором. То есть должен иметь пресловутое «чувство своего». И «чувство чужого», можно было бы добавить.

 

Субкульпросвет

Активность субкультур в последние годы идет на убыль. В 90-е можно было говорить о целом цветнике разнообразных форм молодежной досуговой жизни. Это уместно связывать с острой необходимостью в самоидентификации в то полное перемен время. Сейчас актуальных субкультур не так много, и методы возможной работы с ними разнятся в зависимости от их содержательной стороны.

Главная субкультура, с которой готова работать РПЦ – связана с «русским роком»: еще несколько лет назад всерьез обсуждалась сама принципиальная возможность вовлечения этого стиля в орбиту традиционной религии. Сегодня проводятся миссионерские рок-фестивали, священники ведут рок-концерты и пишут рок-оперы (игумен Сергий (Рыбко)), а музыканты не боятся «показаться мракобесами» (Константин Кинчев, Юрий Шевчук). В Греции функционирует рок-группа, организованная монахами. Беда только, что пока Церковь осваивает пугающий ее новый язык общения с молодежью, последняя память о том, что этим языком когда-то пользовались, уходит из молодежной среды. «Рокеров» у нас по-прежнему много, но есть ведь и другие субкультуры – почему же им не уделять соответствующее внимание?

Относительная малочисленность скинхэдов компенсируется их большой социальной активностью. То и дело поступают новости о преступлениях, совершенных «скинами», как их еще называют – как правило, такие преступления классифицируются как разжигающие межнациональную рознь. До некоторой степени эта культура, не будучи внутренне однородной, смыкается с неофашистами. Существуют «красные скинхэды», дистанцирующиеся от проявлений фашизма, видящие светлое будущее в переходе к бесклассовому обществу «через отмирание государства как такового», что уже роднит их с анархистами. При этом они не отказываются от идеи отстаивать свою точку зрения с помощью кулаков, армейских ботинок и бейсбольных бит. Это уже выходит за рамки движения, как оно понималось в пору своего возникновения, что неудивительно в ситуации разгула постмодернизма, когда социальная цитата из не до конца понятых источников становится источником самодовлеющим.

Странные ребята с черными губами и волосами собираются в Москве на Чистых прудах – это готы . В основном, девушки. Готки. Они проповедуют мрачное мировосприятие, но при этом точно так же, как и другие отроковицы, любят розовые сердечки, котят и кукол. Они за уход от социальной активности вплоть до поощрения суицидальных наклонностей и всевозможной эстетизации смерти, но зачастую прилежно учатся в школе или на первых курсах института. Они слагают трагические стансы, но это не навсегда. Каждый участник движения уделяет внимание вопросу, является ли он «настоящим готом» (« true goth »), что свидетельствует о некоторых имеющихся в субкультуре степенях неявной инициации. Впрочем, настоящие готы не тусуются на Чистых. Вероятно, они сидят в офисах и чиновных учреждениях. Музыкальная и литературная составляющая «готической» субкультуры смыкается с сатанистской. Сатанисты – это тоже определенная субкультура. Во всяком случае, эти люди подозревают, что не все в мире так материально, как хотелось бы – следовательно, они входят в прямую аудиторию всевозможных миссионеров и катехизаторов. А не так давно заговорили о некоем новом подвиде готов: «православных готах».

Гламумрики. Как ни иронизируй по поводу гламурного образа жизни некоторых наших сограждан, гламурная молодежь – отдельная каста, вхождение в которую определяется уровнем доходов родителей и личным умением пускать пыль в глаза. Так или иначе современный человек во многом идентифицирует себя с успешным лузером (профессиональным неудачником) именно благодаря способу, виду и уровню потребления. Сюда с некоторыми поправками уместно отнести всякого рода клубную молодежь, хотя слушатели R ' n ' B наверняка воспротивились бы тому, чтобы фигурировать в одном абзаце с любителями «Хаус» или «Транс». Бренды определяют все. Потребление в современном мире становится актом творческого самовыражения. Героизацию потребления ведут легионы глянцевых журналов и сочащиеся рекламой телевизоры, вышедшие на улицу продолжать свое наступление. В подобной системе ценностей любая религия становится для человека таким же потреблением определенных услуг, как посещение психоаналитика, «сеансы расслабляющей медитации», «фитнес-йога» или иные мягкие, «облегченные» виды сектантства. С другой стороны, в процессе потребления есть тоже нечто от религиозного ритуала, правда, скорее всего, языческого. Ведь есть некоторая псевдолитургийность в супермаркетах, растянувшихся на многие километры на окраинах и в бывших промышленных районах Москвы.

Эмо (от emotion ) – за то, чтобы непосредственно проявлять свои эмоции: плакать и смеяться, когда хочется плакать и смеяться. Это тоже своеобразное заявление о простесте против толерантного и корректного капиталистического мира, следовательно, с такими людьми тоже надо работать.

 

Несмотря на все различия в вероучениях, традиционные религии едины в противостоянии тому образу жизни и тем аксиологическим системам субкультур, которые тоже социально определены, а в каком-то смысле и навязаны. С молодежью так или иначе кто-то должен работать. И если не проявят активности представители традиционных религий, то их место рано или поздно займут сектанты или участники радикальных движений.

 

© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

в сокращении опубликовано в «Московских новостях» №12 за 2007 год (30.03.2007)


адрес статьи: http://vassilina.cih.ru/p82.html


 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2007


cih.ru

→ следущая статья