почта
  форум
  ссылки
другое

Василина Орлова

Книги  
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

     
В оправдание воды             | увеличить (+)
"В оправдание воды"
Повесть, рассказы, серия миниатюр. Москва, Союз писателей России, 2005 год.


РАЗВЕ ЭТО ЖИЗНЬ?

     
      Меня поражает не по годам взрослая Василина Орлова. Её парадоксальная взрослость заметна по написанным от первого лица рассказам. Особенно – в эпизодах, когда героиня общается с ровесниками. Детьми неразумными перед ней кажутся ровесники.
      Лирический герой Василины – грустен, мудр, но в то же время он в поиске. Трудно однозначно сказать, чего он ищет. Возможно, просто бежит от одиночества – ищет общества и понимания. Или обыкновенного женского счастья: любящего мужчину. Или банально – мирской славы…
      Сборник «В оправдание воды» состоит из повести «Пасьянс» и десятков трёх рассказов. В целом – эта книга об уходящей бесполезно и безвозвратно жизни, о Москве, в которой борьба за место под солнцем заменила теплые человеческие отношения, дружбу, любовь. Книга о москвичах, таких разных и таких одинаковых, – других, чужих для всей России.
      Повесть «Пасьянс»: «Эскалатор – это шизофренический конвейер. Шла по жёлобу перехода, он втягивал, всасывал. По обе стороны – ленты эскалатора, справа – лестницы, стремящиеся наверх, слева – вниз. Чем не метафора Страшного Суда?
      Должно быть, так же, как сейчас перед её взглядом проходит двойная череда людей, перед взглядом Господа в начале времян проходили поколения ютящихся на земле.
      Вагон, станция, путь наверх.
      Снаружи повисло, опрокинувшись, низкое небо. Оно набухло тревогой города, оно копило в себе продукты дыхания и горения – сотен тысяч людей и автомобилей. Зелёный пламень деревьев погас.
      Как же их много, лиц, насупленных губ и улыбнувшихся бровей, серых глаз, карих, как же их много, по-настоящему ужасно, мы не можем любить друг друга, не лицемеря – нас слишком много, мы спотыкаемся о чужие сапоги и сквозь эфемерную защиту синтипоновой куртки ежеминутно ощущаем остроту чужого локтя. Нам так тесно в вагоне, на станции, на эскалаторе, на площади, что для любви совсем не осталось места…»
      Я чувствую родственную душу. В повести «Пасьянс» ощущается авторское предвосхищение событий, которые могут случиться уже в не очень далёком реальном будущем. Бывают такие люди – им не дано жить обыкновенно в настоящем. Они обладают даром понимать то, что с ними может произойти и, скорее всего, произойдёт скоро или через десять, двадцать лет – в зрелости, в старости, когда они будут умирать.
      Я сам страдаю от этого недуга: он меня гложет, мешает – просто жить, не думая о будущем. Страх будущего.
      Повесть «Пасьянс»: «Она никогда не отличалась плавностью линий, но, кажется, со времён юности только похудела. Она принадлежала к числу женщин, которые не полнеют, а напротив, сохнут с возрастом, постепенно превращаясь в те почти бесплотные тени, которые окружающие, добро настроенные, именуют «тенью», «комариком», а злобные – «воблой», «таранкой». Конечно, до такого состояния оставалось всё ещё, скажем так, далековато, но Настасьино воображение явно опережало старение…»
      Книга в «Оправдание воды» об одиночестве, о потерянной чистоте, душевности.
      «…Настасья казалась себе умершей, подобием зомби, поднятой из зазеркалья и слоняющейся тут, среди живых и тёплых, мучимых страстями и обуреваемых желаниями, мёртвой холодной куклой со скрученными гайками и лопнувшими пружинами эмоций.
      И как будто пищу они ели тоже настоящую, недвусмысленную: густой наваристый борщ с запятой сметаны, свежий ноздреватый хлеб, пили ароматный чай или молоко, и даже нищий чувствовал наверняка больше вкуса к реальности, чем она, подкрепляющаяся полуфабрикатами. Уже забыла, когда обедала чем-нибудь, кроме как уныло однообразными, словно с конвейера – хотя почему, собственно, «словно» – сероватыми пельменями, или картошкой в пластиковом кюветце «Магги», а чай пила и подавно только завариваемый пакетиками. Разве это жизнь?»

 

Александр Гриценко, «Литературная Россия», № 17, 28.04.2006

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2006

 



cih.ru